Безопасность

Стандарт безопасности образовательного учреждения

Информационная безопасность

 

Дети и подростки – наименее защищенные от пропаганды члены образовательного процесса. В связи с этим система информационной безопасности учреждения должна не только обеспечивать конфиденциальность персональных данных, но и гарантировать невозможность доступа в стены учреждения любой пропаганды, как незаконного характера, так и безобидной, но предполагающей воздействие на сознание учащихся.GY48LS6

Понятие информационной безопасности

Информационная безопасность учреждения дополнительного образования – это  система мер, направленная на защиту информационного пространства и персональных данных от случайного или намеренного проникновения с целью хищения каких-либо данных или внесения изменений в конфигурацию системы. Вторым аспектом понятия станет защита образовательного процесса от любых сведений, носящих характер запрещенной законом пропаганды, или любых видов рекламы.

В составе охраняемой законом информации, находящейся в распоряжении образовательного учреждения, можно выделить три группы:

  • персональные сведения, касающиеся учащихся и преподавателей, оцифрованные архивы;
  • ноу-хау образовательного процесса, носящие характер интеллектуальной собственности и защищенные законом;
  • структурированная учебная информация, обеспечивающая образовательный процесс (библиотеки, базы данных, обучающие программы).

Все эти сведения не только могут стать объектом хищения. Намеренное проникновение в них может нарушить сохранность оцифрованных книг, уничтожить хранилища знаний, внести изменения в код программ, используемых для обучения.

Обязанностями лиц, ответственных за защиту информации, должно стать сохранение данных в целостности и неприкосновенности и обеспечение их:

  • доступности в любое время для любого авторизированного пользователя;
  • защиты от любой утраты или внесения несанкционированных изменений;
  • конфиденциальности, недоступности для третьих лиц.

Меры защиты

Борьба с различными видами атак на информационную безопасность должна вестись на пяти уровнях, причем работа должна носить комплексный характер. Существует ряд методических разработок, которые позволят построить защиту образовательного учреждения на необходимом уровне.

Нормативно-правовой способ защиты информационной безопасности

В России принята «Национальная стратегия действий в интересах детей», определяющая степень угроз и меры защиты их безопасности. Действия по ограничению агрессивного воздействия на сознание ребенка должны стать основными. На втором месте должно оказаться обеспечение безопасности баз данных.

Защита информации опирается на действующие в этой сфере законы, определяющие отдельные ее массивы как подлежащие защите. Они выделяют те сведения, которые должны быть недоступны третьим лицам по разным причинам (конфиденциальная информация, персональные данные, коммерческая, служебная или профессиональная тайна). Порядок защиты персональных данных определяется в том числе федеральным законом «Об информации», Трудовым кодексом. Они и Гражданский кодекс помогают разработать методику для обеспечения защиты сведений, относящихся к коммерческой тайне. Кроме законов необходимо выделить действующие в этой сфере ГОСТы, определяющие порядок защиты данных, и применяемые в этих целях методики и аппаратные средства.

Морально-этические средства обеспечения информационной безопасности

В образовательной сфере большую роль играет система морально-этических ценностей. На ней должна основываться система мер, защищающих подростка от травмирующей, этически некорректной, незаконной информации. В целях защиты от пропаганды необходимо применять нормы закона «О защите прав ребенка», определяющие его права на защиту от сведений, которые могут причинить моральную травму. Необходимо создавать перечни документов, программ и иных источников, которые могут травмировать психику детей, в целях недопущения их проникновения на территорию учебного заведения. Это станет одной из основ информационной безопасности.

Административно-организационные меры

Этот комплекс мер целиком построен на создании внутренних правил и регламентов, определяющих порядок работы с информацией и ее носителями. Это внутренние методики, посвященные информационной безопасности, должностные инструкции, перечни сведений, не подлежащих передаче. Дополнительно должен быть разработан регламент, определяющий порядок взаимодействия с компетентными органами по запросам о предоставлении им тех или иных данных и документов.

Кроме того, эти методики должны определять порядок доступа детей к сети Интернет в компьютерных классах, возможность защиты некоторых ресурсов неоднозначного характера от доступа ребенка, запрет на пользование собственными носителями информации. Должно быть предусмотрено использование системы родительского контроля над ресурсами сети Интернет.

Физические меры

За данную систему мер и ее внедрение должно отвечать руководство образовательного учреждения и сотрудники IT-подразделений. Перекладывать организацию мер физической защиты компьютерной сети и носителей на сотрудников наемных охранных подразделений недопустимо. Среди физических мер должна быть предусмотрена пропускная система защиты в помещения, содержащие носители информации, организация контроля доступа посетителей, установления различных степеней допуска. Кроме того, к мерам физической защиты может быть отнесено обязательное копирование значимой информации на диски компьютеров, не имеющих доступа к сети Интернет. Обязательно не только установление паролей, но и их регулярная замена.

Технические меры

Комплексную систему защиты всего периметра компьютерной сети должны обеспечивать специализированные программные продукты, например, DLP-системы и SIEM-системы, выявляющие все возможные угрозы безопасности и применяющие меры по борьбе с ними. Для тех учебных заведений, бюджет которых не позволяет внедрение профессиональных систем, необходимо использование разрешенных и рекомендуемых программных мер защиты, в частности антивирусов.

Электронная почта, к которой имеют доступ сотрудники и учащиеся, должна быть контролируема. Оптимально также ввести полный запрет на копирование любой информации с жестких дисков компьютеров образовательного учреждения.

Кроме того, должно быть предусмотрено программное обеспечение, ограничивающее доступ ребенка на определенные сайты (контент-фильтры).

Все меры должны применяться в комплексе, при этом необходимо определение одного или нескольких лиц, отвечающих за реализацию всех аспектов информационной безопасности. Желательно привлечение к этой проблеме родителей учеников, в ряде случаев они помогут провести аудит мер безопасности и порекомендовать современные решения.